Профессия моряка связана с повышенным риском для его здоровья и жизни. К морским судам даже применяется такой юридический термин как «источник повышенной опасности», то есть деятельность связанная с использованием разного рода механизмов в ходе которой есть высокая вероятность получить травму.

В связи с этим, конечно, жизнь и здоровье моряка следует страховать. Давайте разберемся что такое страховка моряка, кто и каким образом ее обеспечивает.

Страхование моряка, а именно его жизни и здоровья, означает, что при получении травмы на борту судна он может обратиться в страховую компанию за компенсацией понесенных медицинских расходов и страховой выплатой в случае инвалидности.

Для того, чтобы застраховать себя моряку необходимо самому обратиться в страховую компанию и заключить страховой договор. В качестве подтверждения того, что моряк застрахован ему выдается страховой полис.

Иногда в трудовых контрактах встречается положение, по которому судовладелец обязан застраховать моряка, но, к сожалению, это обязательство не всегда выполняется судовладельцем. Чаще судовладелец страхует не самого моряка, а свою ответственность перед экипажем (P&I страхование).

Это означает, что в случае травмы на судне моряк может требовать выплаты компенсации от судовладельца, а не от страховой компании. Если же судовладелец выплатит моряку или его семье компенсацию, тогда страховая компания возместит судовладельцу эти расходы.

К сожалению, из-за заблуждения, что судовладелец всегда страхует моряков на время рейса, моряки сами не страхуют свою жизнь и здоровье. Если все же моряк самостоятельно застрахует себя перед рейсом, то кроме компенсации от судовладельца он может рассчитывать на получение «страховки» от страховой компании.

При заключении договора страхования моряку необходимо обращать внимание на то, на какую сумму страховая компания выписывает страховку. Сумма страховки зависит от размера страхового платежа, который моряк оплачивает страховой компании. Чем выше сумма страхового платежа, тем выше сумма страховки моряка.

Кроме того, при заключении страхового договора необходимо внимательно следует изучить Правила страхования, которые прилагаются к страховому полису. У каждой компании есть свои особенности, но для всех общими являются следующие исключения. Из страхового покрытия исключаются те заболевания, которые были диагностированы у моряка еще до его приема на работу. Не будут покрываться расходы на лечение травм, если они произошли в случае причинения вреда самому себе, противоправных действий.

Какие требования обычно покрывает P&I страхование

  • компенсация по репатриации (возвращению домой) и смене экипажа;
  • повреждения, увечья, заболевания и смерть члена экипажа или пассажира;
  • возмещение потери личных вещей моряка или пассажира;
  • медицинские расходы и больничные;
  • «безбилетные пассажиры» и их репатриация;
  • иски по повреждению или утере груза;
  • невозмещаемые убытки;
  • ответственность при столкновениях;
  • повреждение стационарных и плавучих объектов на море, а также морской флоры;
  • ответственность по буксировке;
  • подъем затонувшего судна;
  • спасательные операции;
  • гражданская ответственность по разливу нефти и загрязнению окружающей среды;
  • различные штрафы, связанные с деятельностью судна и экипажа.

Ниже указан перечень основных P&I Клубов, аффилированных ассоциаций и перестраховочных дочерних компаний:

  • 1) American Steamship Owners Mutual Protection and Indemnity Association, Inc;
  • 2) Assuranceforeningen Skuld:
  • 3) Skuld Mutual Protection and Indemnity Association (Bermuda) Ltd;
  • 4) Gard P&I (Bermuda) Ltd:
  • 5) Assuranceforeningen Gard;
  • 6) The Britannia Steam Ship Insurance Association Limited;
  • 7) The Japan Ship Owners’ Mutual Protection & Indemnity Association;
  • 8) The London Steam-Ship Owners’ Mutual Insurance Association Limited;
  • 9) The North of England Protecting & Indemnity Association Limited;
  • 10) The Shipowners’ Mutual Protection & Indemnity Association (Luxembourg);
  • 11) The Standard Club Ltd;
  • 12) The Standard Club Europe Ltd;
  • 13) The Standard Club Asia Ltd;
  • 14) The Steamship Mutual Underwriting Association (Bermuda) Limited:
  • 15) The Steamship Mutual Underwriting Association Ltd;
  • 16) Sveriges Ångfartygs Assurans Förening / The Swedish Club;
  • 17) United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Bermuda) Limited;
  • 18) United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Europe) Ltd;
  • 19) The West of England Ship Owners Mutual Insurance Association (Luxembourg).